Сбор и изготовление зоологических коллекций
Животные окружают нас всюду. Нет такого уголка Земли, где не было бы жизни. Вся суша — от тундры до раскаленных пустынь, весь океан — от берега до тысячеметровых глубин населены множеством больших и малых живых существ. Одни из них знакомы всем, а о существовании большинства других знают лишь немногие специалисты. Одни весят десятки тонн, другие же так малы, что их можно увидеть только в самые сильные микроскопы.
Ученые считают, что на Земле обитает свыше полутора миллионов различных видов животных. Сколько их в действительности, мы точно не знаем. До сих пор зоологи постоянно находят и описывают новые, неизвестные ранее виды. Если рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, т. е. позвоночные животные, относительно хорошо изучены, то с беспозвоночными дело обстоит иначе. Как правило, они значительно мельче, меньше бросаются в глаза, поэтому изучить их значительно сложнее, нежели позвоночных. А знакомство с этими мелкими и часто невзрачными существами особенно важно.
Но в самом деле, стоит ли заниматься всякой мелочью? Что с того, что не все еще виды известны человеку? Разве что-нибудь изменится, если, например, мы найдем еще один ранее неизвестный вид насекомых? Будет ли это иметь какое-то значение или нет?
К сожалению, такие вопросы задают не только школьники. Нередко приходится слышать их и от взрослых людей.
Что можно им ответить?
Во-первых, так уж устроен человек, что ему всегда хочется знать то, чего он еще не знает. Не всегда наши знания приносят непосредственную пользу сегодня же. Бывает так, что какое-то открытие может пригодиться через десять, двадцать, сто лет. Предусмотреть это заранее невозможно. Знание само по себе — величайшая ценность, независимо от того, приносит оно непосредственную выгоду или нет.
Во-вторых, мелкие и незаметные животные играют подчас огромную роль в жизни человека, хотя нередко мы этого и не подозреваем, а может быть, просто не задумываемся над этим. Мы едим мед, который дают нам пчелы. С глубокой древности человек одевается в прекрасную тонкую ткань — шелк; шелк — результат работы гусениц тутового шелкопряда. На доске мы пишем мелом, образовавшимся из известковых раковин давно погибших корненожек — фораминифер.
Многие беспозвоночные животные идут в пищу: устрицы, мидии, раки, крабы, креветки. Армии муравьев защищают леса от вредителей. А разве мало у человека грозных врагов, размеры которых не превышают одного-двух сантиметров, а подчас и миллиметров! Известно, что от вредителей и сорняков человечество теряет от 30 до 50% урожая продовольственных культур. Общие мировые потери зерна от вредителей и болезней составляют 83 000 000 тонн в год! Этим хлебом можно было бы кормить 400 000 000 человек в течение целого года. А ведь голод до сих пор постоянно грозит почти половине населения нашей планеты.
Чтобы врагов победить, надо как можно лучше их знать. Не зная животного, нельзя сказать, кто это — друг или враг.
В Советском Союзе работало около 4000 зоологов. Их усилия направлены на то, чтобы изучить фауну нашей страны, как можно больше узнать об образе жизни и строении животных, разработать меры борьбы с вредителями и меры охраны полезных животных. 4000 зоологов — это не мало, но и не много для огромной страны. Всюду им не поспеть. Специалистам-зоологам трудно обойтись без помощи других людей — учителей, агрономов, краеведов и любителей природы. И первыми их помощниками должны быть юные натуралисты.
Однако для того, чтобы заниматься животными, надо немало знать и немало уметь. Прежде всего, надо научиться отличать животных друг от друга, а это не всегда просто. Вспомните, как часто вы не могли узнать пролетевшую мимо птицу, бабочку, жука. Большинство позвоночных можно узнать, не обязательно держа их в руках.
Напротив, большинство беспозвоночных животных даже специалисты могут определить только в лаборатории с помощью лупы, бииокуляра, микроскопа и специальных книг, которые так и называются – определители.
Вот почему нужно обязательно уметь поймать животное и сохранить в таком виде, чтобы потом его можно было определить. Иными словами, нужно уметь сделать зоологическую коллекцию. О том, как делать такие коллекции, и рассказывает эта книга.
Мы намеренно не будем ничего говорить о собирании и способах сохранения позвоночных. Вы не найдете в этой книге ни слова и о том, как надо собирать и хранить морских животных. Для того чтобы обо всем этом рассказать, понадобилось бы написать не одну, а по крайней мере три книги. Наша задача гораздо уже: мы расскажем о собирании наземных и пресноводных беспозвоночных, т. е. именно тех животных, с которыми учитель, студент, юннат сталкиваются в природе чаще всего.
Коллекция животных непохожа на любую другую коллекцию. Разница прежде всего вот в чем. Марки или спичечные этикетки, например, вы покупаете в магазине, вымениваете у знакомых. Богатая ли получилась коллекция, зависит часто не от самого собирателя, а от того, что есть в продаже, какой суммой денег он располагает. Иное дело коллекция животных. Тут уж всё зависит только от вас, от ваших знаний и умения.
Животных собирают не только потому, что всякое коллекционирование — интересное, увлекательное занятие. Конечно, если у коллекционера нет хорошего охотничьего азарта, он никогда не соберет богатой интересной коллекции. Следует, однако, помнить, что собирание животных — не только увлекательное, но и очень нужное занятие. Коллекции животных очень нужны в школах, домах пионеров. Не секрет, что редкая школа может похвастать хорошим собранием насекомых или раковин моллюсков.
А между тем хорошие коллекции — незаменимое наглядное пособие на уроке, они помогают лучше узнать природу родного края. В любом краеведческом музее непременно есть отдел родной природы. Обычно в этом отделе имеются гербарии растений, чучела птиц и зверей. А вот коллекций насекомых, моллюсков, червей, пауков часто нет. Во многих школах есть свои небольшие музеи. Пусть они невелики, но они служат той же благородной цели, что и настоящие музеи.
В Зоологический музей Академии наук и другие музеи страны часто приходят письма от сотрудников краеведческих музеев, от учителей биологии и, конечно, чаще всего от школьников. Как собирать животных, как хранить, как подготовить их для показа на стендах музея — на такие вопросы сотрудникам музея приходится отвечать чуть ли не ежедневно.
Ответы на некоторые из них вы сможете найти в этой книжке.
Чтобы собранная коллекция имела научную ценность, важно уметь не только собрать животных и оформить сборы, но, самое главное, необходимо правильно документировать собранный материал. Вот почему прежде всего мы познакомим читателей с правилами ведения дневника наблюдений и этикетирования сборов.
При составлении раздела использована информация из книги "Ваша коллекция" Составители: Козлов М., Нинбург Е.
Совет:
По желанию заказчика карабины могут быть укомплектованы оптическим прицелом и кронштейнами для его крепления.
На сайте есть: