Растительное и минеральное сырье в тибетской медицине
В системе тибетской медицины известно более 1300 видов сырья растительного, животного и минерального происхождения, которые входят как ингредиенты в состав многокомпонентных рецептурных прописей.
По происхождению лекарственные средства тибетской медицины классифицированы на следующие группы : 1) лекарства из драгоценностей; 2) лекарства из земли; 3) лекарства из камней; 4) лекарства из деревьев; 5) лекарства из соков; 6) лекарства, приготовленные в отваре; 7) лекарства из трав и 8) лекарства из животных. Следует отметить, что в отечественной литературе всесторонний анализ лекарственных средств животного и минерального происхождения проводился до настоящего времени недостаточно. Сведения о минеральном и животном сырье тибетской медицины представлены в работах П. В. Кириллова, В. Птицына, М. Варлакова Т. Г. Бухашеевой с соавт. и других. Особый интерес представляет труд Ф. Губоттера «Китайско-тибетская фармакология и рецептура», в котором приведены сведения о лечебных свойствах сырья животного и минерального происхождения. Более широкое освещение этого вопроса дано в монографиях Ц. Хайдава, О. Шерхана и Э. Г. Базарона, а также в статье Б. Б. Батуева. По данным Э. Г. Базарона, в тибетских трактатах «Чжуд-ши», и «Атласе тибетской медицины» описано около 100 видов животных, сырье которых использовалось для приготовления лечебных препаратов. Всего различали 13 видов животного сырья («Чжуд-ши», ч. 2, гл. XX): рога, кости, мясо, кровь, желчь, жир, кожа, копыта, волосы, головной мозг и т. д., которые после соответствующей предварительной обработки входили в состав многокомпонентных лекарственных препаратов. В качестве «лекарственных животных» использовались домашние животные (корова, свинья, осел, курица, петух и т. д.), самые различные млекопитающие (тибетский леопард, слон, тигр, верблюд и др.), птицы (попугай, тибетский воробей), земноводные и насекомые (змеи, ящерицы, бабочки и др.). Находили применение в качестве компонентов лекарств ископаемые и окаменелые объекты, которые можно отнести к биолитам, а также обитатели моря (крабы, моллюски и др.). Используемое животное сырье обладало определенными лечебными свойствами и применялось при тех или иных заболеваниях. Например, лекарственные средства из рогов изюбря, лося и марала излечивали гнойно-воспалительные процессы органов грудной клетки, из рогов аптилопы, дзерена — болезни, сопровождающиеся поносом, из рогов сайгака—болезпи почек и мочевого пузыря; кости различных животных применялись для лечения ран и улучшения состояния костного мозга, а бараньи кости использовались для лечения нервных болезней; кровь и желчь различных животных применяли в качестве тонизирующих, ранозаживляющих и кровоостанавливающих средств.
Драгоценные камни применялись в лечебных целях: их накладывали на больное место или толкли в порошок и принимали внутрь. К металлам и драгоценностям относили золото, серебро, жемчуг, коралл, изумруд, малахит, медь, железо, ртуть, охру и другие виды минерального сырья. По сведениям из тибетских трактатов, они обладали свойствами удлинять жизнь, излечивать ревматические процессы, высушивать и оказывать заживляющее действие при некрозах тканей, уменьшать отеки и служили противоядием. К лекарствам из «элементов земли» относили селитру, хлористый аммоний, сернокислый натрий, серу, медный купорос, квасцы, оксид цинка и др. Такие минеральные средства, как каменная соль, глинистая охра, обладали жаропонижающим действием; препараты соли кальция, полученные из раковин, использовались как кровоостанавливающие средства. Так называемые «зольные лекарства» готовили из драгоценных металлов, минералов и металлической ртути с добавлением продуктов животного происхождения, а затем применяли в виде пплюль, порошков и отваров. Наиболее полные сведения о их лечебных свойствах, а также показаниях к применению сырья растительного, животного и минерального происхождения представлены в трактатах «Чжуд-ши», «Вайдурья-онбо», «Шэлпхрэнг». «Дзэйцхар Мигчжап» и в других источниках. В частности, о значении «лекарств из драгоценностей в «Чжуд-ши» сказано следующее: «…отвары, порошки, догу, лечебные масла и прочие при частом применении перестают справляться с болезнями, и тогда прибегают к лекарствам из драгоценностей, которые подавляют отклонения в действии успокаивающих, лечат все 404 болезни… А здоровому человеку эти лекарства служат как эликсир».
В монгольском тибетоязычном трактате «Дзэйцхар Мигчжан» минеральное сырье описано в отдельных «статьях» различного объема. Изображения минералов помещены здесь же, в тексте, между «статьями». К рисункам даны монгольские, маньчжурские и китайские названия. Рисунки отдельных видов сырья минерального происхождения сопровождаются подписями на тибетском языке с указанием лучших и худших сортов.
Список наименований видов минерального сырья, используемого вообще в тибетской медицине, как было указано выше, весьма значителен, а список этого сырья, находившего применение для лечения ран, намного ограничен.
Анализ показаний к применению отдельных видов минерального сырья, указывает на их различное использование. Наряду со свойством заживлять раны, сращивать кости, они, по-видимому, оказывают и бактерицидное действие (буквально—«подсушивают гной»). К последним относятся зола раковины, серебро, сера, малахит, сурик.
Помимо широко известного средства — мумие, чаще всего находили применение при лечении ран минералы карбонатного происхоиодения, содержащие разнообразный состав макро- и микроэлементов, которые обладают биологически активными свойствами. Остановимся только на некоторых основных средствах минерального и животного происхождения, применявшихся для заживления ран, нагноений и ожогов.
На сайте есть: