ГлавнаяСоветы фотографуСоветы фотографу – Макросъемка

 

Кроме предметов, натюрмортов, портретов, пейзажей и различных достопримечательностей вы можете снимать прекрасные макрофотогра­фии. Макромир открывает перед фотографом но­вое измерение — вы как бы переходите в парал­лельный мир, где жизнь идет немного не так, как в привычном «человеческом» мире.
Из путешествия во время отдыха вы можете привезти замечательную коллекцию макросним­ков. Макромир практически всегда и везде может подарить вам самые неожиданные, нередко даже абстрактные сюжеты.
На первый взгляд может показаться, что сде­лать макроснимок очень просто. Однако, чтобы снимки вас действительно радовали, неплохо ознакомиться с некоторыми тонкостями макро­съемки. Да и технически качественный макросни­мок получить намного труднее, чем обычный.
Прелесть макрофотографии — в ее абстракт­ности: вы можете из окружения выделить только главный объект (рис. 12.1). На снимке он получа­ется как бы оторванным от окружающего мира и живет сам по себе.

Выбор камеры
Чтобы сделать качественный макроснимок, желательно иметь зеркальную камеру и специ­альный макрообъектив. Минимальная дистанция фокусировки обычного объектива — 30-150 см, он плохо подходит для макросъемки.
Однако вовсе необязательно использовать такое дорогое решение, особенно если для вас макро — не основной вид съемки. Для макро­съемки вполне достаточно и обычной компакт­ной цифровой камеры. У компактов есть даже некоторые преимущества — маленькая камера удобнее в работе, и из-за меньшего размера ма­трицы у компакта достигается большая глубина резкости, да и кадрировать по ЖК-экрану, осо­бенно если он поворотный, намного удобнее. Пока еще не у многих зеркальных камер есть по­воротный дисплей.
Кроме того, относительно недорогие компак­ты с ультразумом (с фокусными расстояниями до 300-400 мм) позволяют добиться большого уве­личения.
Преимущества же «зеркалки» заключаются в том, что вы можете дополнительно приобрести разные макрообъективы, удлинительные кольца и меха, насадочные линзы, телеконвертеры, ма­кровспышки, оборачивающие кольца и т. п. Кроме того, с помощью зеркальной камеры хорошо раз­мывается фон, да и запас по светочувствительно­сти выше.

Техника съемки
В макросъемке трудно с первой попытки полу­чить превосходный результат. Если для остальных видов съемки обычно достаточно одного-двух ду­блей, то для макро потребуется сделать больше снимков. Хорошо, если отличным получится один из пяти или десяти кадров.
Выполнив традиционные кадры, всегда ста­райтесь немного подумать и добавить что-то еще: попробуйте изменить масштаб, сменить ракурс, подобрать более удачный фон, выдержку и диа­фрагму .
Один из важных моментов при съемке ма­кро — управление резкостью. Важно чтобы основ­ной объект находился в фокусе, остальное как раз становится «размытым», помогая сосредоточить взгляд на главном. Желательно так расположить камеру, чтобы для передачи объекта на снимке было достаточно небольшой глубины резкости.
При съемке не торопитесь. Если вы будете про­сто щелкать затвором, то быстро забьете карту па­мяти, но не сделаете ни одного стоящего снимка. Ищите наиболее выигрышные ракурсы и подхо­дящий фон.
При съемке насекомых постарайтесь не вспуг­нуть их. Здесь преимущество на стороне ультра-зумов, так как камеру со стандартным объекти­вом приходится подносить к объекту намного ближе. Осторожно приближайтесь к насекомому, не делая резких движений, стараясь не задеть тра­винку или ветку, на которой оно сидит. По мере приближения фотографируйте — сняли пару раз, затем еще немного приблизились, еще раз сняли.
Снимать удобнее на четвереньках или лежа. Если вам удастся присесть или прилечь, не вспуг­нув насекомое, снимать будет проще. Стоя вы спуг­нете его быстрее, поэтому главное — подобраться ближе плавно и осторожно . Если на­секомое не испугалось вашего присутствия, по­старайтесь сделать несколько снимков с разных ракурсов. Затем вы можете, держа камеру правой рукой, левой осторожно повернуть и удерживать ветку, травинку или цветочек, на котором сидит насекомое. При этом левая рука может служить опорой для камеры. Для большей устойчивости упритесь локтями или поставьте фотоаппарат на камень, пень, лежащий ствол дерева и т. д.
Снимая насекомых, не стоит бесконечно го­няться за ними, здесь больше подойдет выжи­дательная тактика. Вам проще будет притаиться и подождать, когда насекомое сядет на цветок, ветку, травинку, а затем осторожно плавно при­близиться.
Снимайте при установленной вручную мини­мальной светочувствительности, чтобы получить лучшее качество картинки. Формат RAW предпо­чтительнее, чем JPEG. Но при этом нужно поза­ботиться и о месте на карте памяти.
Очень редко съемка по правилам — это луч­ший путь добиться нужного результата. Иногда полезно умышленно недодержать снимок или, наоборот — передержать его. Недодержка при съемке капелек росы на траве придаст снимку эф­фект фантастичности; снимая паутинку, можно и передержать — получится радужное сияние.
Освещение
Освещение очень сильно влияет на конечный результат. При мягком бестеневом освещении картинка будет плоской. Контрастное освещение придаст снимкам большую выразительность, акцент. Сочетание естественного и искусственного света поможет обеспечить впечатляющий резуль­тат. Интересно снимать в контровом свете, про­работав передний план дополнительным освеще­нием.
Для макросъемки требуется много света, по­этому ясная солнечная погода предпочтительнее пасмурной .
Утро — наиболее интересное время дня для съемки макро. Ранним утром насекомые мало­подвижны, а роса дополнительно украсит снимок. Очень интересные снимки можно сделать после дождя: капельки влаги придают снимкам шарм. Днем при ярком солнце снимок получится хуже. Ближе к вечеру освещение уменьшается, выдерж­ки потребуются длиннее, что приведет к «шевеленке».
Снимая макро, часто трудно добиться точной фокусировки на объекте съемки. Во многих со­временных камерах присутствует режим серий­ной съемки. Если вы никак не можете добиться четкой фокусировки, наведите фокус и снимите в серии несколько кадров. При этом неспешно сдвигайте камеру. Получится несколько снимков с разной плоскостью фокусировки .
Для макросъемки желательно, чтобы погода была спокойной и безветренной. Когда вы сни­маете цветок, колышущийся от ветра, выдержка должна быть очень короткой, чтобы объект полу­чился несмазанным.
Если света недостаточно, попробуйте подсве­тить объект небольшим светодиодным фонари­ком — он имеет невысокое энергопотребление при высокой светоотдаче. Есть специальные фо­нарики на резинке, которые можно укрепить на голове или руке, — с ними удобнее, так как руки в момент съемки остаются свободными. Фонарик может придать снимкам «синеватый» оттенок, но это нестрашно — в редакторе цветопередачу ис­править не составляет проблем.
Старайтесь не использовать встроенную вспышку — она только испортит снимок. Если все же вы применяете ее, смягчите свет рассеива-телем. Для этого прикрепите на вспышку кусочек полупрозрачного пластика, кальки, ватмана или маленькую крышечку от йогурта, сливок и т.
Выбор сюжета
Макрофотография — это не только цветы, гу­сеницы и бабочки. При желании вы можете найти гораздо больше интересных сюжетов. Оглянитесь вокруг, и вы увидите капли влаги на растениях, лишайники на камнях, мох, листья, кору, ягоды и т. д. . Если вы отправились за макро­снимками в лес, не уходите глубоко. Опушка леса, граница поля, берег озера — места более богатые макросюжетами .
Также очень интересно снимать овощи и фрук­ты, например перец, яблоко, цитрусовые и т. д.
Причем необязательно снимать «как есть». Полет фантазии ничем не ограничен — яблоко, апель­син, помидор или экзотический фрукт вы можете разрезать пополам и сфотографировать. Для это­го понадобится острый нож. Срез желательно сде­лать ровным .
Поэкспериментируйте с освещением. Цитру­совые хорошо смотрятся в контровом свете. Если появится желание «поиграть» со светом, можете вынуть из холодильника стеклянную полку, по­ложить ее на две подставки и подсветить снизу настольной лампой или фонариком. Фрукт поло­жите на стекло (неплохо было бы еще постелить кальку или пергамент). Дополнительно набрыз­гайте на поверхность фрукта (овоща) несколько капелек воды при помощи обычного пульвери­затора для поливки комнатных растений. Жела­тельно снимать свежие продукты, чтобы снимок смотрелся более аппетитно, а цвета выглядели живыми .
Однако объектом макрофотографии может стать не только живая природа. Интерес пред­ставляют и различные предметы быта: вилки, ножи, посуда, булавки, пуговицы и т. д. Неплохо снять интересные фотографии, выбрав в качестве объекта съемки всевозможные «железяки»: вин­тики, кнопки, шурупы, механизмы старинных ча­сов .
Но при этом никто не заставляет вас снимать объекты целиком. Не менее выигрышно могут смотреться фрагменты, а также старинные вещи: книги, шкатулки, старинное оружие, изделия из стекла и многое другое. Все зависит от вашей на­блюдательности и фантазии.
Прекрасные сюжеты могут подарить камни, ракушки, кристаллы — поэтому, находясь на от­дыхе, на пляже, снимайте не только пейзажи .
Если вы хотите сконцентрировать все внима­ние на узоре, рисунке, фактуре, то можете пере­вести изображение в черно-белый режим, и вы увидите, насколько выразительнее станет снимок. Попробуйте также поэкспериментировать с раз­ными цветовыми гаммами.

Чтобы разнообразить снимки, вы можете снять предмет с очень близкого расстояния, изме­нить угол съемки — тогда объект на фотографии будет выглядеть необычно, по-новому.
Снимать макро очень увлекательно. Главная задача — раскрепостить собственную фантазию и внутренне перестроить масштабы. Если вы освободитесь от привычных размеров вещей, то за­глянете в «новый мир» и откроете для себя много нового и интересного.
Попробуйте посмотреть на вещи глазами му­равья. Все вокруг станет выглядеть совершен­но другим, да и снимки получатся интересными.

Советуем посмотреть подборку фотографий сделаных любительским фотоаппаратом >>>

 

Совет:
Сегодня без фотографии не обходится практи­чески ни один вид деятельности человека в совре­менном обществе.



На сайте есть:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.